Праздники бывают разные. Радостные и слегка грустные, светские и церковные. Со светскими праздниками все более-менее ясно. Особенно с празднованием Нового Года. Если бы человек остановился и задумался о том, что же праздничного в новогодних гуляниях, то, рано или поздно, он остановил бы себя на мысли о том, что ничего праздничного в этом торжестве нет. Астрономическая дата отсчета времени. Да, еще начало нового года напоминает нам о том, что нами прожит очередной год жизни и время нашего земного бытия сократилось ровно на год. Только отсутствие веры в душе и сердце человека не позволяет ему осознать эту простую истину. Современный человек живет тихо, сыто и спокойно. Добавим к этому наследие атеистического прошлого, современную проповедь «полной свободы» человека от норм этики и морали. В земной суете человек ищет что угодно и живет с чем угодно. Лишь иногда, в подсознании, появляется слово «Бог». Но это слово очень скоро исчезает из сердца среди очередных земных забот, проблем и нестроений. И так – из года – в год, из десятилетия – в десятилетие. Груз земных проблем превращает сердце и разум человека в авгиевы конюшни страстей и грехов. Нет спокойствия. Нет мира в душе с окружающим миром. Отчаяние, уныние и злоба начинают править свой бал, увлекая человека в погибель. Мрачный танец жизни и гнетущее предчувствие смерти, которая остановит безумие земной пляски – вот вся суть большинства светских торжеств.
Однако мир, лежащий во зле, просвещает Свет Христов. Каждый год, в ожидании праздника праздников и торжества из торжеств – Пасхи Господней, Церковь Христова призывает каждого из нас к покаянию перед Богом и исправлением нашей жизни, наших дел, желаний и мыслей. Празднику Пасхи предшествует время Великого Поста. Сорок дней поста, в течение которых каждый христианин обязан потрудиться над самим собой. Над чем стоит трудиться напоминают подготовительные недели к Великому Посту. Чистота сердца и души достигается отсутствием высокомерия и высокоумия по отношению к окружающим нас людям, смирением своего «Я» перед Создателем. Подобно блудному сыну из евангельской притчи человек должен прийти в себя и возвратиться к своему Небесному Отцу. Как напоминание о том, что завершение земной жизни – главный экзамен человека перед Богом, Церковь подводит нас к предстоящему Страшному Суду, а перед вступлением в Великий Пост вспоминает Адамово изгнание и причину, по которой прародители рода человеческого были изгнаны из рая: гордыня, лишившая Адама и Еву возможности признать свой грех и испросить у Бога прощения за совершенный грех. По сей день самое сложное для каждого из нас – признать свою неправоту и попросить прощения.
Итак, впереди дни Великого Поста. Снова и снова услышим мы слова Великого покаянного канона Андрея Критского, с радостью вступим в первое воскресенье Великого Поста – Неделю Торжества Православия. День за днем, неделя за неделей. Встретим мы Господа, входящего в Иерусалим, а затем наши сердца вновь сопереживут Крестные Страдания нашего Господа и Бога Иисуса Христа.
Не будем забывать, братия и сестры, что пост – это не просто время отказа от определенной пищи. Пост – это время внутреннего благоустройства души человека. Телесный пост дан нам в помощь к духовному посту: не только чрево нужно обуздывать, но и наш язык, наши мысли и желания, наши поступки. Что же касается пищи, то пост соблюдать необходимо в силу возраста, здоровья и желания, и не в коем случае не доводить себя до такого состояния, что на праздник Святой Пасхи человек до храма дойти не может от изнеможения.
Главное в эти дни – никакой духовной лени. Никогда не раскрывал молитвослова – начни молиться, не знаком со Священным Писанием – прочитай за время поста Новый Завет. И не просто прочитай, но прочитанное – примени к своему сердцу. Никогда не ходил в храм, никогда не исповедовался – подготовься к исповеди, приступи к Святому Причастию Тела и Крови нашего Спасителя. Считаешь себя верующим, но в храм ходишь лишь иногда стань прихожанином храма. Шаг за шагом, день за днем приближайся к Богу. Тогда мы увидим, что Он дает каждому из нас очередной шанс очистить сердце от всякой нечистоты и скверны. Бог, через Свою Церковь, призывает нас к Себе. Потрудимся же сами над собой, исправим отношение к своему «Я» и окружающим нас, смирим себя перед Господом силой великопостной молитвы Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».