РОЖДЕСТВО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

 

Рождество Иоанна Крестителя — один из великих христианских праздников. В этот день Церковь вспоминает появление на свет Пророка и Крестителя Божия, который по Божественному замыслу должен был прийти прежде Мессии и приготовить Ему путь — вспахать землю, в которую упадет доброе семя.

Если Рождество Пресвятой Богородицы именуют началом евангельской истории, то Рождество Иоанна Крестителя можно назвать началом христианской миссии. Ведь Предтеча еще до апостолов проповедует о Христе как о Спасителе человечества, Агнце, Который возьмет на себя грехи мира. Он первым несет благую весть о возможности исцеления и преображения души через принятие Крещения.

Предтечей Христа святой Иоанн становится не только в проповеди. Чудо зачатия Иоанна бесплодной пожилой женщиной предваряет чудо непорочного зачатия Девой от Святого Духа. Жизнь в пустыне предшествует 40-дневному посту (также в пустыне) Иисуса Христа. Иоанн раньше выходит на проповедь, и Крещение в водах реки Иордан подготавливает народ иудейский к Крещению Духом Святым. Мученическую смерть святой принимает от Иродова меча прежде, чем на смерть на Кресте во искупление человеческих грехов отправится Спаситель. Во всем Предтеча идет впереди Господа, становясь его провозвестником.

История праздника

История рождения Иоанна Крестителя подробно описана лишь в одном из Евангелий — от Луки. Евангелист сообщает о том, что священник Захария и его благочестивая жена Елисавета, уже войдя в преклонные лета, оставались бездетными. В то время бездетность считалась у иудеев дурным знаком, великим несчастьем и вызывала порицание общины. Супруги долго молились Богу о даровании ребенка, и, наконец, их молитва была услышана. Однажды, когда Захария молился в храме об оставлении грехов израильскому народу, перед ним чудным образом явился Божий посланник Архангел Гавриил и возвестил священнику, что его супруга Елисавета зачнет и родит младенца, которого назовут Иоанном. Их сына ожидает великая миссия — приготовить народ израильский ко встрече с Господом.

Рождество Иоанна Крестителя

Захария был поражен этим явлением, однако выразил сомнение в возможности такого чуда, ведь он был уже стар и до сих пор оставался бездетным… Но едва священник произнес эти слова, как уста его словно запечатались — он вмиг лишился речи и слуха. В этом событии можно увидеть тройственный смысл. Это произошло, во-первых, в назидание Захарии, не поверившему слову Ангела; во-вторых, для того чтобы по прошествии времени была явлена Сила Божия; и в-третьих, как знак, что Божии замыслы остаются сокровенны до тех пор, пока не исполнятся. Кроме того, неверие Захарии противопоставлено ответу Божией Матери, полному абсолютного доверия: да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1: 38).

Пророчество Архангела Гавриила немедленно сбылось: Елисавета зачала и в течение пяти месяцев сохраняла свою беременность в тайне, радуясь и боясь одновременно. В это время ее посетила Дева Мария, бывшая ее родственницей. Она уже также носила под сердцем ребенка. Эта встреча двух матерей сопровождалась дивными знамениями (почувствовав приближение Богородицы, младенец Иоанн взыграл во чреве своей матери) и провидческими словами: и откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1: 43).

На восьмой день после рождения Иоанна в доме Захарии и Елисаветы собрались родственники, радуясь вместе с ними. Пришли также и священнослужители, чтобы совершить обряд обрезания, установленный Моисеем. В этот день новорожденному давали имя. Младенца хотели назвать в честь отца, и когда Елисавета назвала имя Иоанн, все удивились, ведь никто из их рода ранее не носил этого имени. Тогда обратились к самому Захарии, и тот начертал палочкой на вощеной доске: Иоанн имя ему (Лк. 1: 63). В это же мгновение к нему вернулась способность говорить, и он прославил Бога.

Все описанные события происходили в горном городе Хевроне. Люди, слышавшие о них, говорили между собой: «И кем же будет этот младенец?» Эти слухи дошли и до Ирода, царствовавшего в то время в Иудее, и также весьма его удивили.

После рождения на свет Иисуса Христа волхвы сообщили Ироду, что в Вифлееме родился Царь Иудейский. Эта весть страшно испугала и разгневала царя. В ответ он отдает один из самых страшных приказов в истории иудейского народа: истребить всех младенцев до двух лет. Плач, стоявший в Вифлееме, достиг и Хеврона. Елисавета, не медля ни минуты, скрылась вместе с сыном в горах пустыни. Существует предание, что по молитве матери гора расступилась и скрыла их в своей утробе.

Не найдя младенца Иоанна в городе, слуги Ирода пришли к Захарии и стали требовать открыть, где Елисавета спрятала своего сына. Захария ответил, что не знает, и за это был убит воинами Ирода — прямо между жертвенником и храмом, о чем позже вспомнит Иисус Христос во время обличительной речи против фарисеев.

Спустя 40 дней после убийства Захарии преставилась и его супруга. Иоанн же жил в пустыне, где Ангел питал его и хранил великого пророка для будущего служения.

 

Особенности праздничного богослужения

Праздник Рождества Предтечи не относится к числу двунадесятых, однако имеет литургический статус великого. Он всегда приходится на период Петрова поста. Праздничная литургия предваряется совершением всенощного бдения. В VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным был написан канон праздника. Позже другой канон составил святитель Андрей Критский.

День празднования изначально устанавливался исходя из того, что между рождением Иисуса Христа и Иоанна Предтечи прошло 6 месяцев. Дата Рождества Предтечи оказалась близкой ко дню летнего солнцестояния (в то время как день Рождества Христова связан с зимним солнцестоянием). Символическое соответствие оказалось удивительно красивым: после Рождества Христова солнечный день начинает расти, после Рождества Крестителя — сокращаться: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3: 30).

Молитвы Иоанну Крестителю

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи, глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, // и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи, глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Его же бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва Рождеству Иоанна Предтечи

Святы́й Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне! Пропове́дник сы́й покая́ния, ка́ющихся не пре́зри на́с, но моли́ся ко Влады́це Христу́ за на́с, недосто́йных рабо́в, уны́лых, немощны́х, во мно́гия грехи́ впа́дших. Сме́рти у́бо ча́ем, о гресе́х же на́ших николи́ же поболе́хом и о Ца́рствии Небе́снем не попеко́хомся: но не пре́зри на́с, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, бо́лий рожде́нных все́х, по́стником и пусты́нником наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в. Тя мо́лим, к тебе́ прибега́ем: не отри́ни на́с, прося́щих твоего́ заступле́ния, обнови́ ду́ши на́ша покая́нием, е́же е́сть второ́е креще́ние: твои́м хода́тайством пре́д Го́сподем испроси́ на́м очище́ние грехо́в. Уста́ недосто́йная вопию́т к тебе́, и душа́ смире́нная мо́лится, се́рдце сокруше́нное из глубины́ воздыха́ет: простри́ пречи́стую твою́ десни́цу и защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых. Ей, Го́споди Иису́се Христе́! Моли́твами свята́го Иоа́нна Крести́теля Твоего́, изря́днее же Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери, Влады́чицы на́шея Богоро́дицы, спаси́ на́с, гре́шных рабо́в Твои́х, ка́ющихся о гресе́х. Ты́ бо еси́ Бо́г ка́ющихся, и на Тя́, Спаси́теля, возлага́ем наде́жду, сла́вяще Пресвято́е и́мя Твое́, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *